главная Афоризмы Будды Ум, глупость и мудрость
главная Афоризмы Будды Ум, глупость и мудрость

Приглашаем на on-line проект: «Зарядись Энергией»! здесь

Возможность всего за час не выходя из дома зарядиться энергией и привести в порядок энергетику и здоровье..

 

Ум, глупость и мудрость
Афоризмы Будды
В размышлениях, в жизни, в разговоре, в изучении я никогда не забываю главного — требований разума.
Размышлять — значит идти дорогой бессмертия; избегать размышления — значит брести дорогою смерти. Бодрствующие в размышлении не умирают никогда; не имеющие умственных сил и невежды мертвецам подобны.
Мудрый видит только в себе судью всего видимого, слышимого. То, что не признано им, считает он дурным. Знание своё он черпает не из разных учений и мудрствований, а черпает его путём праведной жизни, постоянного усилия.

^ кого совсем нет отождествления себя с нынешним именем и телесной формой и кто не печалится, ничего не имея, — вот кто настоящий мудрец.
Мудрый независим, он не увлекается мнениями толпы. Его не прельщает ничто: ни видимое, ни слышимое, — он не поработит себя.
Вкушающий мудрость живёт счастливо; с чистым умом, мудрец всегда восхищается мудростью, возвещённой благородным.
Славнее господства над землёй, прекраснее восхождения на небеса, славнее владычества над мирами — святая радость первых степеней просвещения.
Не тот обладает мудростью, кто с поспешностью преследует свою цель. Мудрый же взве¬шивает и то и другое: правое и неправое. Он ведёт других, не прибегая к насилию, в соответствии с мудростью, бесстрастно.
Не потому он мудр, что много говорит. Спокойного, свободного от ненависти, не знающего страха называют «мудрым».

Кто стоит в этом мире выше добра и зла или ведёт праведную жизнь, кто живёт здесь, обладая знанием, именно такого называют мудрым.
Сдержанность зрения — хороша, сдержанность слуха — хороша, сдержанность обоняния — хороша, сдержанность языка — ещё лучше.
Сдержанность тела — хороша, сдержанность речи — хороша, сдержанность мысли — хороша, сдержанность во всём — хороша. Мудрец, сдержанный во всём, освобождается от всех печалей.
Ролод — величайший недуг, чувственные впечатления — величайшее зло; для того, кто доподлинно знает об этом, безмятежность — величайшее благо.
Кто управляет рукой, управляет ногой, управляет речью, управляет в совершенстве, ибо внутренне радостен, сосредоточен, одинок и удовлетворён, — вот такого называют мудрым.

Пусть преданный не презирает то, что он сам получил; пусть он не завидует другим. Ибо не достигает сосредоточенности ученик, завидующий другим.
но глупец никогда ничему не научится даже у мудреца.
бели глупец связан с мудрым даже всю свою жизнь, он знает мудрость не больше, чем ложка — вкус похлёбки. Если хотя бы мгно-вение умный связан с мудрым, быстро знакомится он с мудростью, как язык со вкусом похлёбки.
Глупый, невежественный не становится мудрецом, даже если он соблюдает молчание. Тот же мудрец, который, как бы имея весы, отбирает хорошее и избегает плохого, и есть мудрец истинный, Только он действительно мудр.
Кто глуп и знает о своей глупости, тот уже мудр, а мнящий себя мудрым поистине, что называется, глупец.
может чему-то научиться у глупца,

«Сыновья — мои, богатство — моё», — так му¬чается глупец. Он ведь сам не принадлежит себе. Откуда же сыновья? Откуда богатство?
«Здесь я буду обитать во время дождей, там я поселюсь летом», — так мечтает безумец и не помышляет о смерти, а она внезапно приходит и уносит человека озабоченного, корыстного, рассеянного. Ни сын, ни отец, ни родные, ни близкие — никто не поможет нам, когда поразит нас смерть; благой и мудрый, ясно сознавши смысл этого, расчищает путь, ведущий к успокоению.
Не потому человек старший, что его голова седа. Он в преклонном возрасте, но называют его «состарившимся напрасно». Тот, в ком и истина, и мудрость, ненасилие, самоограничение, смирение, кто безупречен и мудр, того называют «старшим».
Не имея разума, глупцы поступают с собой, как с врагами, совершая злое дело, которое приносит горькие плоды.

Когда же глупец на своё несчастье овладевает знанием, оно уничтожает его удачливый жребий, разбивая ему голову. Он может возжелать неподобающего ему положения и первенства среди учителей, и власти в монастырях, и почитания среди других родов.
Трудно найти благородного человека: не везде он рождается. Но где рождается такой мудрый, там процветает счастливый род.
Остерегайся грехов тела, будь сдержан во всём, что касается тела; избавившись от грехов тела, будь безгрешен телом.
Остерегайся грехов слова, будь сдержан во всём, что касается слова; избавившись от грехов слова, будь безгрешен словом.
Остерегайся грехов ума, будь сдержан во всём, что касается ума; избавившись от грехов ума, будь безгрешен умом.
удрые сдержанны телом; они также сдержанны в слове; мудрые сдержанны умом; они поистинево всём сдержанны.

Как крепкая скала не может быть сдвинута ветром, так мудрецы непоколебимы среди хулений и похвал.
Серьёзный среди легкомысленных, бодрству-ющий среди спящих, мудрый двигается вперёд, как скаковой конь, оставляющий за собою остальных. Восхваляется всеми серьёзность. Легкомыслие всегда порицается.
Только тот мудр, кто деятелен.
Пусть глупец месяц за месяцем пирует в роскошном дворце и ест из золотой посуды, всё же он не стоит отрезанного ногтя того, кто следует стезёй добродетели.
Дар мудрости превосходит всякий дар; сладость мудрости превосходит всякую сладость; радость мудрости превосходит всякую радость; уничтожение желаний побеждает любую печаль.
К тому, кто пребывает в размышлении, кто стал свободен через сознание истины, — к тому, крепкому и мужественному, не найдёт путей владыка смерти.


«Что я буду есть? Как дурно спал я прошлую ночь! Где-то я буду спать эту ночь?!» — эти мысли чужды истинно мудрому человеку.
Вот двое: их жизнь и склонности всегда различны и противоположны. Один — собственник — озабочен всегда накоплением, готов убить всякое живое существо, овладеть соб-ственностью другого. Другой — мудрый: он ни к чему не влечётся, ему ничего не нужно, он щадит и любит всякое живое существо.
Как попугаю не сравниться с лебедем в быстроте, так и собственник не сравнится с мудрым в силе проникновения в смысл жизни.
Тот только может быть назван мудрым, кто обладает мощью разумения, кто взрастил в себе добродетель, живёт доброй жизнью, кто освободился от цепких уз, гася в себе страсти и злобу.
Тот только истинно мудр, кто, познав, в чём начало греха, погубил его семя, навсегда прекратил возможность греху пустить в нём ростки. Тот только мудр, кто уничтожил в себе всякое сомнение, кто идёт путём, не имеющим ни начала, ни конца, — кто не видит смерти.

Истинно мудрый человек живёт вне времени, он как бы не существует. Он не прилепляется ко всем тем учениям, которые основаны на видимом или слышимом. Познав ценность мнений толпы, мудрый равнодушен к разным модным учениям, которыми увлекаются другие. Он не участвует в спорах. Нет в нём страстей, нет желаний, нет предрассудков и нетерпимости — и потому-то он свободен и мудр.
Мудрый никогда не радуется и не горюет; радости и страдания не остаются на нём так же, как не остаются капли воды на цветке лотоса.
Как лев не боится шума, как капли воды не остаются на цветке лотоса, как ветер нельзя поймать сетью — так точно и истинно мудрый человек, шествуя своим путём, не колеблется на нём ни хвалой, ни осуждением людей.
Не тот мудр, кто умеет держать добрые и красивые речи, а тот, кто терпелив, свободен от ненависти и от боязни, — только тот истинно мудр.

Если не жаждет человек ни сана, ни богатства, ни знатности, если не добивается он успеха в жизни неправедным путём — он благ, мудр и добродетелен.
Человек становится мудрым не вследствие учёности, не по преданию, не по знаниям. Становится он мудрым потому, что освобождается от страстей и желаний.
|Иудрый ничем не может быть побеждён, зная, что цепи наслаждений не держатся там, где нет для них опоры.
Шумно бегут ручьи, но безбрежное море безмолвно, едва колышется. Много шумит мелкое, но спокойно — преисполненное. Мудрый подобен полной чаше.
Не назову я учёным человеком того, кто называется так только потому, что он происходит из такой семьи. Как бы ни был он богат и знатен, как бы ни чтили его люди — не назову я его учёным. Только тот может называться учёным, кто ничем не владеет и ничего не жаждет.
Не по рождению надо отличать образованных, знатных и низких, а по жизни их. Только жизнью своей может сделаться человек истинно знатным и мудрым, итолько жизнью своей де~ лается он низким.
Кто истинно свободен, стряхнув с себя все узы и оковы, кто победил в себе вражду к другим, влечение к внешнему, призрачному, тот, кто освободился от неведения, — тот только истинно учёный.
Тот истинно учёный человек, кто, не будучи виновен в том, в чём его упрекают, терпеливо переносит упрёки, надругательства, злоключения, у кого одна только сила — терпение, одно только оружие — кротость.
Того я назову учёным, кто узнал путь смерти и страданий, сбросил с себя бремя жизни и ничем не порабощён.
Тот учён, кто бывает кроток среди враждующих, тих среди буйствующих, бескорыстен среди корыстных, в чьём сердце нет ни нена-висти, ни страсти, ни двуличия, ни надменности, в ком всё это не держится, как не держится горчичное зерно на острие иглы.
Тот учёный, кто победил в этом мире всё дурное и хорошее, освободился от печали и страданий, погрузился в глубину вечной жизни и остаётся чистым, покойным и смиренным, — вот кто истинный учёный.
Истинные учителя не берут платы за то, чему они учат.
Враг может нанести тебе вред, ненавистник — причинить боль, но источником куда худшего зла станет тебе заблуждение твоего ума.
Тот, кого просят научить доброму, а он учит дурному, кто учит других лживости и изворотливости, тот, какое бы ни занимал он положение в жизни, — самый низкий и невежественный человек.

Кто учится у низкого учителя, безумца, не познавшего истины, тот идёт по пути смерти; не победит он неведения, не постигнет смысла истинной жизни.
Те учителя, которые создают правило на правиле и утверждают, что добро заключается только в том, что они говорят, те не приведут человека к чистоте. Чистота у них такова, какою они создали её из предвзятых мнений других.
бсть ещё ум в глупце, сознающем свою глупость, но нет его у того, кто твёрдо уверен в своей разумности. Такой человек истинно безумец.
Всю жизнь глупец проводит подле мудрого и нимало не познаёт истины, как никогда ложка не поймёт вкуса пищи.
У себялюбивых людей не иссякает печаль, сетования и жадность. Только мудрый, просве-щённый человек, отрешившийся от себялюбия, от всего временного, этим самым входит в веч¬ную жизнь.

вдумчивый побеждает тщеславие серьёзностью; мудрый поднимается на вершины мудрости и с них смотрит на безумцев; спокойно смотрит он на суетливую толпу, подобно тому, как поднявшийся на гору смотрит на пребывающих на равнине.
Тропы тех, кто благороден, кто живёт исполненный серьёзности и кто свободен благодаря совершенному знанию, не находит дух Тьмы.
Истинно сказываю вам: в размышлении рождается мудрость, отсутствием размышления насаждается глупость. Зная оба этих пути — путь жизни и путь смерти, — делайте так, чтобы мудрость торжествовала.
 
© Copyright 2009 Общественный нижегородский фонд духовного развития "Стезя". Перепечатка издания или его части без разрешения владельца авторских прав запрещена и преследуется по закону.

Внимание!!! Файл sape.php не обнаружен. Проверьте правильность установки кода Sape.