Приглашаем на on-line проект: «Зарядись Энергией»! здесь
Возможность всего за час не выходя из дома зарядиться энергией и привести в порядок энергетику и здоровье..
Ненависть, страсти и страдание |
Афоризмы Будды | |||
Тот, у кого совсем дурной нрав, поступает с собой так, как мог бы пожелать ему враг.
Страсти и ненависть коренятся в телесном, только телесное рождает страх и ненависть, только телесное возбуждает сомнение, которое беспокоит дух. Страсти коренятся и растут в теле, как ветки на дереве, они связывают человека, как повилика оплетает дерево. И тот, кто узнал, где коренятся страсти и сомнения, тот сумеет и вырвать их, тот сумеет переплыть этот океан жизни и вступить в вечную жизнь. Избегай всего того, что тешит только твоё тело, что зажигает в нём страсти; обращай свои взоры к тому, в чём мир не видит радости. Кто хочет наслаждаться полным покоем, пусть вырвет в себе корень обольщения, пусть не думает, что он мудр, а пусть, неустанно размышляя, научится укрощать возникающие в его сердце желания. Пусть он откажется от гнева, пусть он оставит самодовольство, пусть он превозможет все привязанности. Никакие несчастья не случаются с тем, кто не привязан к своему имени и теле¬сной форме. Лишь того я назову верным возничим, кто сдерживает свой гнев, несущийся подобно стремительной колеснице; другие же, бессильные, только держатся за поводья. Да победит он гнев отсутствием гнева, недоброе — добрым, да победит он скупость щедростью, правдой — лжеца. Нет огня большего, чем страсть; нет беды боль¬шей, чем ненависть; нет несчастья большего, чем тело; нет счастья, равного спокойствию. кого сильны вожделения к удовольствиям и мысли направлены на страсть, того, отклонившегося от правильных взглядов, уносят земные влечения. Бывает, что на человека нахлынут плотские вожделения. Привязанные к удовольствиям, ищущие чувственного счастья, такие люди, поистине, подвержены рождению и старости. Чувственные потоки текут везде. Дурная трава чувственных желаний буйно разрастается. Увидев разросшийся сорняк, вырви его корень с помощью мудрости. возбуждённые страстью попадают в поток, как паук в сотканную им самим паутину. Мудрые же, уничтожив поток, отказавшись от всех зол, странствуют без желаний. Даже ливень из золотых монет не принесёт удовлетворения страстям. Мудр тот, кто знает: страсти болезненны и мало от них радости. Кто крадёт чужое добро, кто старается завладеть тем, что не принадлежит ему, — вот поистине низкий человек. Жадность — это царица мира сего. Она зарождает желания, она толкает людей к исполнению их. Он свободен от желаний, свободен от страстей, предан жизни в лесу — и всё-таки бежит в чащу желаний. Смотрите на этого человека: свободный, он бежит в ярмо! Плевелы портят поля, глупость портит этих людей. Поэтому то, что дано освободившимся от глупости, приносит великий плод. Плевелы портят поля, ненависть портит этих людей. Поэтому то, что дано освободившимся от ненависти, приносит великий плод. Плевелы портят поля, страсть портит этих лю¬дей. Поэтому то, что дано освободившимся от страсти, приносит великий плод. Плевелы портят поля, желание портит этих людей. Поэтому то, что дано освободившимся от желания, приносит великий плод. бели ты успокоился, подобно разбитому гонгу, ты достиг безмятежности: в тебе нет раздражения. Ненависти можно положить конец не ненавистью, а только любовью. Никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью, но отсутствием ненависти прекращается она. «Он обидел меня, он восторжествовал надо мною, он поработил меня, он оскорбил меня», — в сердце, встревоженном такими мыслями, никогда не угаснет ненависть. «Он обидел меня, он восторжествовал надо мною, он поработил меня», — кто не даёт в себе убежища таким помыслам, тот навсегда заглушит в себе ненависть. Ибо не ненавистью побеждается исходящее из ненависти: оно угашается любовью — таков вечный закон. Злом воздаст тебе твой враг, больно отплатит ненавистник, но несравненно больше зла принесёт тебе гнев в твоём сердце. Ни отец, ни мать, ни родные, ни близкие не сделают тебе столько добра, сколько твоё сердце, когда оно простит и забудет обиду. Злом воздаст тебе твой враг; больно отплатит ненавистник, но несравненно горшее зло принесёт тебе заблуждающийся ум. Ни отец, ни мать, ни родные, ни близкие не сделают тебе так много добра, как твой ум, избравший верный путь. «Он оскорбил меня, он ударил меня, он одержал верх надо мной, он обобрал меня», — у тех, кто таит в себе такие мысли, ненависть не пре-кращается. «Он оскорбил меня, он ударил меня, он одер¬жал верх надо мной, он обобрал меня», — у тех, кто не таит в себе таких мыслей, ненависть прекращается. Ибо никогда в этом мире нена¬висть не прекращается ненавистью, но отсутствием ненависти прекращается она. Вот извечное правило. бели человек станет любовным, доброжела¬тельным и услужливым к другим, то этим он будет способствовать тому, что другие перестанут быть источником беспокойства для него. И так как другие стремятся к счастью, то каждый человек должен стараться избавить других от страданий и печали. Другой человек не есть что-то отдельное от меня. Другой человек — это другой «Я». Всё, что причиняет страдание другому человеку, причиняет страдание и мне, потому что другой — это я. Стало быть, если я хочу освободиться от тяжёлого, я должен содействовать другому освободиться от тяжёлого и уж никак не причинять ему страданий. Хотя тело состоит из разных членов, но стоит повредить один какойнибудь член, и страдает всё тело, страдают другие члены. Так же и мир состоит из многих созданий, и страдание одного отзывается на другом. И если человек хочет избавиться от страданий, он должен подчинить себя законам добра. Побеждай гнев любовью, одолевай зло добром. Человеку, который по глупости или невежеству поступает со мною дурно, я должен воздавать искренней любовью и доброжелательностью. И чем больше исходит от такого человека зла, тем больше добра и любви должно исходить от меня к нему. Хорошо платить добром за добро, но платить добром за зло — в этом истинная, высшая жизнь, это — благородный путь. l^par твой, если только ты любишь его, это и есть тот человек, который может помочь тебе достигнуть совершенства. Надо относиться к людям с любовью и в мыслях своих. Наполняйте мир дружелюбием, пусть все создания — и слабые и сильные — не видят в нас ничего, что причиняло бы им вред, и они узнают путь к миру. Нельзя научиться побеждать страдания, из¬учая разные философские учения; можно побеждать страдания только усилием, трудом. Люди ходят от одних наставников к другим, от одних философских учений к другим, бро¬саясь как обезьяны с ветки на ветку. Этим они не научатся побеждать страдания, не войдут в вечную жизнь. Этого можно достигнуть только тем, чтобы не предаваться похоти, не увле¬каться суетными делами, уничтожая в себе привязанности. Причина страданий коренится в себялюбивой привязанности к жизни. Освобождение от страданий заключается в том, чтобы жить истинной жизнью. Дорогой мой брат, до тех пор, пока целью твоей будет избегать страдания для твоей собственной личности, ты ещё не свободен. Пусть боль от твоего страдания идёт своим путём, и не пытайся освободиться от естественного закона, которому подчинены одинаково все смертные. Страдания происходят от неведения, в чём заключается истинная жизнь. Это неведение — великая слепота, и тот, кто в корне уничтожит в себе это неведение и прибегнет к познанию, тот не войдёт уже во временную жизнь. Люди не ведают, в чём заключается истинная жизнь, и в ослеплении своём прилепляются ко всему тому, что временно, к тому, что не может принадлежать им и что вечно меняется и уничтожается. Люди предаются страстям, желаниям, стремлениям; стремятся к обладанию, волнуются, радуются, огорчаются, не сознавая того, что причина радостей и страданий заклю¬чается в телесном, разрушимом, преходящем, не принадлежащем той истинной разумной жизни, которой одной только и может удовлетвориться разумное существо — человек. Сели люди видят источник и смысл жизни в разрушимом, телесном, то они неизбежно должны страдать и умирать. Люди ищут наслаждений, но из наслаждений возникают и печаль, и страх потерять предмет наслаждения; гот, кто свободен от наслаждений, свободен и от страданий. Люди, думающие, что им принадлежат дома, поля, скот, богатства, думающие, что им принадлежат сыновья, дочери, жёны, — такие люди неизбежно обречены на страдания. Всё это временное, всё подвержено уничтожению, и потому нельзя полагать своих мыслей во всём этом, нельзя стремиться к обладанию чем- нибудь. Единственным предметом обладания у че¬ловека может быть мудрость познания, к ней одной он должен стремиться. И тот, кто стремится к обладанию чем-нибудь иным, а не мудростью, кто стремится к наслаждениям, тот растит только свои похоти, тот куёт себе только более и более прочные цепи, привязывающие его к этой жизни страданий. Рде нет привязанностей, там нет и страданий. Потому те, которые не привязаны ни к чему на свете, богаты радостью, свободны от горя. Потому тот, кто стремится туда, где нет ни горя, ни страданий, не должен любить ничего в здешнем мире. Наслаждения — источник печали, наслаждения — источник страха; кто отринул власть наслаждений, тот уже свободен и от печали, и от страха. Кого терзает пламя страстных влечений, кто ищет наслаждений, тот только множит свои мучения и сам куёт себе цепи. Всё растёт жажда безумца, всё тянется она, подобно повилике; она переходит от жизни к жизни, как обезьяна, ищущая в лесу плодов, прыгает с дерева на дерево. Кто охвачен этой низменной жаждой — этой жаждой, полной отравы, вокруг того обовьются страдания, подобно вьющейся повилике. Кто побеждает эту жажду, которую может победить разумный человек, от того отпадают все страдания, как с листьев лотоса скатываются дождевые капли. Кто сдерживает возникающий в нём гнев, тот, как врач, останавливает силу яда, как змея, сбрасывает изношенную кожу. Только тот может быть назван мудрым, кто сам себя ведёт в жизни, кто никого не гневит и сам не гневается. Тот только может назваться мудрым, кто угасил свои страсти, укротил свои чувства, вырвал из сердца всякое влечение и не даёт влечению вновь укорениться в сердце своём, — только тот, кто уединённо идёт своим путём. Только тот пойдёт истинным путём, кто загасит в себе страсть к земным и небесным радостям. Только тот победит жизнь, кто познает истину. Ни нагота, ни власяница, ни грязь, ни пост, ни сон на непокрытой земле, ни посыпание головы своей пеплом, ни неподвижная сосредоточенность — ничто не очищает того, кто ещё не победил в себе страстей. Главные мои желания в том, чтобы никогда не сердиться, всегда говорить правду, говорить её любовно, так, чтобы никого не оскорбить, быть терпимым с нетерпимыми, добрым с осуждающими, свободным от страсти среди страстных. Вот в чём мои главные желания. Сорные травы губят посевы; ненависть истощила людей; только нежный дар кротости готовит великую награду. Сорные травы губят посевы, тщеславие точит людей; лишь нежный дар смирения готовит великую награду. Сорные травы губят поля, похоти губят людей; только благостный дар чистоты и непорочности приводит к блаженному концу. 0сли и может быть истинная жизнь, то она может быть при познании двоякой истины. Эта двоякая истина заключается в следующем. Во- первых, надо понять, что в мире есть страдание и в чём заключается начало страдания. И, во вторых, надо понять, что возможно уничтожение страдания и в чём путь, ведущий к уничтожению страдания. Не постигшие этой двоякой истины не освободятся от пут временной жизни, не войдут в вечную жизнь. Каким же рассуждением можно прийти к познанию двоякой истины? Есть несколько рассуждений Первое рассуждение: если люди в недействительном видят действительное, если прини¬мают за действительное всё то вещественное, которому можно дать имя, если принимают за истину ложь — вот в чём источник всяческого страдания. Ложь всегда ведёт к погибели. Не всё то, в чём люди, даже учёные и образованные, видят истину, есть истина. Истинно мудрый должен быть свободен от людских заблуждений, только тогда найдёт он истинное счастье и вечную жизнь. второе рассуждение: когда человек зависим, то он колеблется, хватается за цепи жизни и только увеличивает страдание. Только освобождением от зависимости человек достигает твёрдости, непоколебимости и таким образом освобождается от страдания. Третье рассуждение: страдание возникает вследствие того, что люди полагают свою жизнь в том, чтобы удовлетворять свои пять чувств. Победив в себе стремление удовлетворять свои чувства, они тем самым побеждают и страдание. Смотрите и на радости и на печали как на страдание. Узнав, как всё это хрупко, отвращайтесь и от радостей и от печалей. Так поступает мудрый и таким образом достигает истинной свободы и счастья. Четвёртое рассуждение: какое бы ни возникло страдание, оно возникает вследствие обладания или стремления к собственности. Отрешением от желания признавать что-либо своим собственным, уничтожением этой страсти вырывается корень страдания. Вся наша жизнь в этом мире опирается на понятие о собственности, и кто не отрешается от этого понятия — не войдёт в жизнь вечную. Пятое рассуждение: страдания возникают вследствие потакания своим желаниям; уничтожьте эту слабость — уничтожите и страдание. Шестое рассуждение: какое бы ни возникло страдание, оно возникает вследствие неведения; уничтожайте неведение, тем самым уничтожите и страдание. Седьмое рассуждение: всё горе и печаль, все страдания в мире происходят от того, что человек привязывается к чему-нибудь. Где нет при-вязанности, там нет и страдания. Потому-то тот, кто стремится туда, где нет ни горя, ни радости, не должен привязываться ни к чему в мире. И когда вы поймёте всё это, вы увидите, что то, в чём безумцы видят радость, в том мудрые видят страдание, и то, чего безумцы избегают как страдания, в том мудрые видят радость. Кто сам себя закрыл, тот ничего не видит. Кто слеп, тому всё темно; только мудрый не закрывается, только мудрый не слеп — он видит свет. Ослеплённые же неведением и ходят около истины, да не видят её. О, как счастливы мы, проживая без ненависти к ненавидящим нас; как счастливы мы, если среди ненавидящих мы живём! О, как счастливы мы, свободные от жадности среди жадных! Среди людей, снедаемых жадностью, живём мы, свободные от неё! О, как счастливы мы, ничего не называя своим! Светлым богам подобны мы, напоённые святостью! О! Мы живём очень счастливо, невраждующие среди враждебных; среди враждебных людей живём мы, невраждующие. О! Мы живём очень счастливо, небольные среди больных; среди больных людей живём мы, небольные. Ol Мы живём очень счастливо, нетомящи- еся среди томящихся; среди томящихся людей живём мы, нетомящиеся. О! Мы живём очень счастливо, хотя у нас ничего нет. Мы будем питаться радостью, как сияющие боги. Ненависть не побеждается ненавистью: ненависть побеждается любовью. Это вечный закон: любите врагов своих и молитесь о тех, кто преследует вас.
|
Бесплатная рассылка: "Секреты Биоэнергетики"
подписаться на рассылку |