Приглашаем на on-line проект: «Зарядись Энергией»! здесь
Возможность всего за час не выходя из дома зарядиться энергией и привести в порядок энергетику и здоровье..
Узнайте познающего и познаваемое |
тантра ОШО | |||
Каждое явление постигается через знание. Самость сияет в пространстве благодаря знанию. Воспринимайте одно существо как познающего и познаваемое. Все, что вы знаете, известно благодаря процессу познания. Объект приходит в ваш ум благодаря способности познавать. Но процесс познания раскрывает две вещи: познаваемое и познающего. Когда вы узнаете розу, ваше знание половинчато, если вы забываете познающего, того, кто узнает розу. Поэтому в познании розы участвуют три вещи: роза - познаваемое; познающий - вы; отношение между вами - знание. Итак, знание можно разделить на три части: познающий, познаваемое, процесс познания. Процесс познания - это как бы мост между двумя точками - субъектом и объектом. Обычно ваши знания проявляют только познаваемое; познающий все так же не обнаружен. Обычно ваши знания направлены в одну сторону: они указывают на цветок, но никогда не указывают на вас. Пока они не начнут указывать на вас, ваши знания будут позволять вам знать что-то о мире, но не будут позволять вам знать о себе. Глядя на цветок, вспоминайте также и того, кто смотрит. Это трудно, потому что если вы действительно попытаетесь делать это, если вы попытаетесь осознать познающего, вы забудете розу. Вы так вцепились в одно направление, что это потребует времени. Если вы начнете осознавать познающего, то познаваемое будет забыто. Если вы начнете осознавать познаваемое, то познающий будет забыт. Потребуется немного усилий, и постепенно вы сможете осознавать и то, и другое одновременно. Это одна из старейших техник, которую использовал Будда, а Гурджиев снова ввел ее в западный мир. Ум наполнен неправильно, если он знает только одну точку. Он должен знать обе точки. И тогда случается чудо: если вы осознаете и познаваемое, и познающего, вы неожиданно становитесь третьими - вы ни то, ни другое. Просто усилие осознать как познаваемое, так и познающего делает вас третьими - вы становитесь свидетелем. Третья возможность возникает мгновенно, в бытие вступает свидетельствующая самость, иначе как бы вы могли осознавать и то, и другое? Если вы познающий, то вы сосредоточены на одной точке. Вспоминая себя, вы сдвигаетесь из точки, соответствующей познающему. Тогда познающий - это ваш ум, познаваемый - это окружающий вас мир, а вы становитесь третьей точкой: сознанием, свидетельствующей самостью. Эту третью точку невозможно превзойти, а то, что невозможно превзойти, называется высшим. То, что превзойти можно, не заслуживает внимания, потому что тогда это не ваша природа - вы можете выйти за пределы этого. Тантра утверждает, что реален тот, кто знает сновидения и кто знает, что сейчас сновидения прекратились, тот, кто знает мир бодрствования и кто знает, что мир бодрствования исчез, потому что нет такого мига, когда его нет - он есть всегда. То, что нельзя отменить никаким переживанием, настоящее. То, что нельзя превзойти, за пределы чего вы не можете выйти - ваша самость. Если вы можете выйти за границы этого, тогда это не ваша самость. Если вы можете постичь в себе точку, которая представляет собой и познаваемое, и познающее, значит, вы вышли за пределы и объекта, и субъекта. Тогда вы покинули границы и ума, и материи; тогда вы превзошли и внешнее, и внутреннее. Вы пришли в точку, где познающий и познаваемое едины. Там нет разделения. Вы сидите около розы - посмотрите на нее. Первое, что вы должны делать - это быть полностью внимательными, направить все внимание на розу, чтобы исчез весь мир и осталась только эта роза - ваше сознание всецело сосредоточено на естестве розы. Если внимание полно, мир исчезает, потому что чем больше внимания сконцентрировано на розе, тем сильнее исчезает все остальное. Мир исчезает; остается только роза. Роза становится миром. Это первый шаг: сосредоточение на розе. Если вам трудно сконцентрироваться на розе, вам будет трудно перейти к познающему, потому что тогда ваш ум будет все время отклоняться в сторону. Поэтому концентрация становится первым шагом к медитации. Остается только роза; весь мир исчезает. Теперь вы можете двигаться внутрь; теперь роза становится точкой, от которой вы можете двигаться. Теперь наблюдайте за розой и начинайте осознавать себя - познающего. Сначала вы будете что-то упускать. Когда вы будете сдвигаться к познающему, роза будет выпадать из сознания. Она будет терять очертания, будет удаляться. Снова вы вернетесь к розе, но забудете самость. Эта игра в прятки будет продолжаться, но если вы будете настойчивыми, то рано или поздно наступит миг, когда вы неожиданно окажетесь посередине. Здесь будут познающий ум и роза, а вы будете как раз посередине, глядя на то и на другое. Эта средняя точка, эта точка равновесия и есть свидетель. Когда вы узнали это, вы стали и тем, и другим. Тогда роза, познаваемое, и ум, познающий, стали просто двумя вашими крыльями. Объект и субъект - это просто два крыла; вы - центр того и другого. Они ваше продолжение. Тогда и мир, и божественное - это ваше продолжение. Вы прибыли в самый центр существования. И этот центр - просто свидетель. Воспринимайте одно существо как познающего и познаваемое. Начните с сосредоточения на чем-либо. Когда концентрация станет полной, попытайтесь двигаться внутрь, станьте помнящими себя, а затем постарайтесь установить равновесие. Это потребует времени - месяцев, даже лет. Это зависит от того, насколько интенсивны ваши усилия, потому что это очень тонкое равновесие между двумя сущностями. Но оно случается, и когда оно случается, вы достигаете центра существования. Понимать это на словах не поможет, но если вы будете стараться, то с самого начала вы начнете чувствовать, как что-то происходит. Когда вы сосредоточитесь на розе, мир исчезнет. Это чудо - когда весь мир исчезает. Тогда вы понимаете, что основное - это ваше внимание, что куда бы вы ни переместили внимание, там создается мир, а в том месте, с которого вы внимание увели, мир исчезает. С помощью внимания вы можете создавать миры. На чем бы вы ни сосредоточились, сама концентрация изменяет всю структуру вашего существования, всю структуру вашего ума. Испытайте это на чем-нибудь. Вы можете попробовать это на статуэтке Будды, или на цветке, или на дереве, или просто на лице возлюбленной или друга - просто смотрите на лицо. Поэтому постарайтесь найти лицо - подойдет любое лицо, которое вы любите - и просто смотрите в глаза и сосредоточивайтесь на лице. Внезапно весь мир исчезает; открывается новое измерение. Ваш ум сконцентрирован на одной вещи - тогда эта вещь или этот человек становится всем миром. Когда я это говорю, я имею в виду, что когда ваше внимание полностью сосредоточено на чем-то, соответствующий объект превращается в весь мир. Концентрацией внимания вы создаете мир. Свой мир вы создаете собственным вниманием. Сначала вы все время будете что-то упускать; вы будете уклоняться в сторону. Это естественно, потому что ум всегда направлен или на объект, или на субъект. Вот почему так много людей ищут уединения - они просто покидают мир. Покинуть мир означает покинуть объект, чтобы они могли концентрироваться на себе. Это легко. Если вы покинули мир, закрыли глаза и закрыли все чувства, то вы легко можете осознать самих себя, но эта осознанность ложна, потому что вы выбрали что-то одно из двойственного. Это другая крайность той же самой болезни. Вот почему акцент делается на то, что не нужно покидать мир объектов. Не покидайте мир объектов. Попытайтесь лучше осознать и объект, и субъект одновременно, внешнее и внутреннее одновременно. Если присутствуют обе части, то только тогда вы можете найти равновесие между ними. Если будет только одна часть, вы будете одержимы ею. Срединный путь Будды основан на этой технике. Она прекрасна. Она прекрасна по многим причинам. Во-первых, она научна, потому что равновесие можно установить только между двумя точками. Если есть только одна точка, то неизбежно будет неуравновешенность. Поэтому Будда говорит, что мирские люди неуравновешенны, и отрекшиеся от мира также неуравновешенны - но уже в другой крайней точке. Уравновешенный человек - это такой человек, который не находится ни в одной из крайних точек; он живет как раз посередине. Во-вторых, очень легко перейти к другой крайности - очень легко. Если вы слишком много едите, вы можете легко поститься, но соблюдать диету вам будет нелегко. Быть в середине очень трудно. Почему? Потому что в середине вам надо потерять ум. Ваш ум существует в крайностях. Ум означает крайность. Испытайте это. Любым способом станьте нейтральными, безразличными. Если вы “за”, вы можете думать; если вы “против”, вы можете думать. Если вы ни “за”, ни “против”, о чем тогда остается думать? Будда говорит, что безразличие - это основа срединного пути. Улекша, безразличие: будьте безразличными к крайностям. Но нужно помнить об одном тонком моменте - тогда вы не будете отождествлять себя даже с блаженством. Вот почему Будда говорит: “Я могу сказать только одно: несчастья не будет. В самадхи, в экстазе несчастья не будет. Я не могу сказать, что вы будете испытывать блаженство”. Будда говорит: “Я не могу это сказать. Я могу только сказать, что несчастья не будет”. И он прав, потому что блаженство означает состояние, когда нет отождествления даже с блаженством. Это очень тонкий момент. Если вы ощущаете блаженство, то рано или поздно вы снова будете страдать. Если вы чувствуете блаженство, готовьтесь к новому несчастью. Вы все еще отождествляете себя со своим настроением. В третьей точке вы не отождествлены с чем-либо: все, что приходит и уходит, просто приходит и уходит; вы всегда свидетель, просто очевидец - вы нейтральные и безразличные, вы не отождествлены. Наступает утро и встает солнце, а вы свидетельствуете это. Вы не говорите: “Я - это утро”. Когда наступает вечер, вы не говорите: “Я стал вечером”. Вы свидетельствуете это. А когда садится солнце, и воцаряются ночь и тьма, вы не говорите: “Я - это тьма и ночь”. Вы свидетельствуете это. Вы говорите: “Было утро, потом был вечер, а сейчас ночь. И снова наступит утро, и этот цикл будет все время повторяться, а я просто наблюдаю за ним. Я все время свидетельствую". Возникает мысль о несчастье, мысль о счастье - смотрите на нее. Она подходит к верхней точке - смотрите на нее. Затем она начинает свой спад - смотрите на нее. Затем она исчезает - смотрите на нее. Мысль возникает, существует, умирает, а вы всегда просто свидетель; вы все время смотрите на нее. Эта третья точка делает вас свидетелем, сакшином, а быть свидетелем - это высочайшая возможность сознания.
|
Бесплатная рассылка: "Секреты Биоэнергетики"
подписаться на рассылку |