главная тантра ОШО Осознавайте то, что никогда в вас не меняется
главная тантра ОШО Осознавайте то, что никогда в вас не меняется

Приглашаем на on-line проект: «Зарядись Энергией»! здесь

Возможность всего за час не выходя из дома зарядиться энергией и привести в порядок энергетику и здоровье..

 

Осознавайте то, что никогда в вас не меняется
тантра ОШО

Изменчиво неизменно относитесь к другу как к незнакомцу, в уважении и не­уважении.

Будьте изменчиво неизменными - вот основа. Что происходит в вас? Проис­ходят две вещи. Что-то в вас все время одно и то же, никогда не изменяется. Возможно, вы не наблюдали и все еще не встречались с этим, но если вы пона­блюдаете, вы узнаете, что внутри вас нечто всегда одно и то же. Благодаря это­му постоянству у вас может быть уникальность.

Гераклит сказал: “В одну реку нельзя войти дважды”. То же самое можно ска­зать о человеке: вы не можете встретить снова одного и того же человека - по­добное невозможно! Из-за этого факта, из-за нашего незнания этого факта, жизнь превращается в страдание, потому что вы все время ожидаете, что другой человек будет одним и тем же. Вы женитесь на девушке и ожидаете, что она бу­дет той же самой. Она не может быть неизменной! До замужества она была од­ной; выйдя замуж, она совершенно изменилась. Любовник - это одно, а муж - совсем другое. Тщетно ожидать, что ваш любовник проявится в муже. Это не­возможно. Любовник - это любовник; а муж - это муж. В тот миг, когда любовник превращается в мужа, все изменяется. Но вы продолжаете ждать. Это ожидание порождает несчастья - ненужные несчастья. Если мы сможем понять тот факт, что ум беспрестанно движется и изменяется, мы безболезненно избежим много­численных страданий. Вам нужно лишь осознать то, что ум изменяется.

Кто-то любит вас, и тогда вы все время ожидаете любви. Но в следующий миг он ненавидит вас; тогда вы беспокоитесь, не из-за его ненависти, а исключи­тельно из-за своих ожиданий. Любимый изменился. Он живой, поэтому обяза­тельно изменится. Но если вы сможете видеть действительность такой, какая она есть, вы не лишитесь покоя. Человек, который миг назад любил вас, через мгновение может вас возненавидеть, но вы ждите! Через секунду он снова будет вас любить. Итак, не спешите, просто храните терпение. И если другой человек также сможет понять, что эта структура меняется, он не будет бороться за ста­рое. Все меняется, и это естественно.

Тогда кто же помнит? Кто знает о детстве, о юности, о старости? Кто же знает об этом? Этот знающий должен быть неизменным; этот свидетель должен быть тем же самым. Поэтому в вас одновременно существуют два царства или два измерения. Вы и то, и другое: вы изменчивое, которое постоянно меняется, и не­изменное, которое всегда одно и то же. Если вы станете осознавать эти два цар­ства, эта техника будет полезной: будьте изменчиво неизменными. Не забывай­те это: будьте изменчиво неизменными. Вы обязательно будете меняться на периферии, но в центре себя будьте неизменными.

Не забывайте то, что неизменно. Достаточно просто не забывать, что вам не нужно ничего больше делать. Центр неизменяем. Вы не в силах изменить его, но вы можете забыть о нем. Вас может настолько поглотить и увлечь окружающий вас изменяющийся мир, завладеть вашим телом и умом, что вы можете полно­стью забыть центр.

Когда появляется что-то новое, вы становитесь сознательными - по многим причинам. Это мера безопасности. Она необходима для жизни, для вашего вы­- живания. Когда что-то меняется, вы должны стать осознанными. Изменение мо­жет быть опасным. Вы должны заметить его и приспособиться к возникшей в ва­шем бытии ситуации. Но если все так, как и прежде, в осознанности нет необхо­димости. Вам не нужно быть осознанными. А этот неизменный элемент в вас, который индусы назвали атма, душой, всегда в вас, с самого начала, если было какое-то начало. И эта душа будет в вас до самого конца, если будет какой-то конец. Она всегда была одной и той же, так как же вы можете осознавать ее? Поскольку душа постоянно неизменна, вечно неизменна, вы упускаете ее. Вы замечаете тело, вы замечаете ум, потому что они изменяются. И оттого, что вы замечаете их, вы начинаете полагать, что вы - это они. Вы знаете только их; вы начинаете отождествляться с ними.

Все духовные усилия направлены на то, чтобы найти неизменное в изменяю­щемся, отыскать вечное в преходящем, найти то, что всегда одно и то же. Это и есть ваш центр, и если вы сможете помнить этот центр, то только тогда эта тех­ника будет легкой или, если вы сможете выполнять эту технику, то воспоминание станет легким. Вы можете двигаться от любого варианта.

Испытайте эту технику. Техника заключается в том, чтобы изменчиво неизмен­но относиться к другу как к незнакомцу. С другом, с врагом, с незнакомцем будьте “изменчиво неизменными”. Что это значит? Кажется, это звучит противо­речиво. Вам придется как-то измениться, потому что, если к вам зайдет друг, вам надо будет встретить его одним образом, а если к вам придет незнакомец, вам придется встретить его по-другому. Перед другом не нужно делать вид, будто он друг. С чужим человеком, даже если вы постараетесь относиться к нему как к другу, ваше поведение будет притворством - чем-то новым. Но вы можете смот­реть на друга как на незнакомца.

Это трудно. Сначала посмотрите на друга как на чужого человека; только тогда вы можете смотреть на незнакомца как на друга. Это связанные вещи. Смотрели ли вы когда-нибудь на друзей как на чужих вам людей? Если нет, то вы вообще не смотрели на них. Посмотрите на жену: вы действительно знаете ее? Может быть, вы прожили с ней двадцать лет или даже больше, и чем больше вы будете жить с ней, тем больше вероятность того, что вы будете все время забывать, что она чужая вам и останется такой. Как бы вы ни любили ее, это не меняет суть дела.

На самом деле, если вы станете любить жену сильнее, будет яснее проступать ее чуждость, потому что, чем сильнее вы любите жену, тем глубже вы в нее про­никаете и тем лучше вы знаете, насколько она подобна реке: она движется, из­меняется, она живая, разная в каждую минуту. Если вы не смотрите глубоко, ес­ли вы просто вбили себе в голову, что она ваша жена, что ее зовут так или иначе, то вы выбрали отдельную ее часть и все время полагаете, будто эта часть и есть ваша жена. И когда жене надо меняться, она вынуждена скрывать свои изменения. Возможно, она не настроена на выражение любви, но ей прихо­дится притворяться, ведь вы ждете от нее любовь.

Тогда все становится фальшивым. Ей не позволяют изменяться; ей не позво­ляют быть самой собой. Тогда ей что-то навязывается. Тогда ваши взаимоотно­шения умирают. Чем сильнее вы будете любить, тем лучше вы станете чувство­вать изменения в жене. Тогда каждое мгновение вы чужие друг другу. Вы не в силах ничего предсказать; вы не можете сказать, как поведет себя муж завтра утром. Вы можете предсказывать только в том случае, если у вас мертвый муж- тогда это возможно. Мы боимся чужих людей, поэтому постоянно забываем, что даже друг чужд нам. Если вы сможете видеть чужого человека и в своем друге, вы никогда не разочаруетесь в нем, поскольку вы не можете ожидать чего-либо от незнакомца. Вы принимаете своих друзей как данность; отсюда ожидания и последующие разочарования, поскольку никто не может выполнить ваши ожида­ния, никто и не должен выполнять их. Все выполняют собственные ожидания, но вы ждете, что люди будут выполнять ваши ожидания, а те, в свою очередь, ждут, что вы будете выполнять их ожидания. Тогда возникает конфликт, насилие, борьба и страдания.

Если вы знаете, как смотреть, то даже дерево не далеко от вас, даже камень рядом. Камень совершенно чужд вам. Нет почвы для соприкосновения, нет воз­можности общения, но есть одно существование. Камень также существует и участвует в бытии.

При уважении и неуважении... Кого уважают, а кого не уважают? Вас? Никогда! Уважают того, кто меняется, и, значит, кого-то помимо вас. Кто-то уважает вас; если вы примете его отношение к себе как уважение, то у вас появятся трудно­сти. Он уважает конкретные ваши проявления, а не вас самих. Как же он может знать вас? Вы и сами-то себя не знаете. Он уважает конкретные проявления; он уважает то, что вошло в вашу изменяющуюся личность.

При уважении и неуважении вы должны быть изменчиво неизменными. Внут­ренний центр должен оставаться все тем же, что бы ни происходило на перифе­рии. Периферия обязательно будет изменяться, но вы меняться не должны. И оттого, что вас двое (периферия и центр), используют такое противоречивое оп­ределение: будьте изменчиво неизменными... И вы можете применять эту тех­нику ко всем противоположным чувствам: к любви и ненависти, бедности и бо­гатству, удобству и дискомфорту - ко всему будьте изменчиво неизменными.

Просто знайте, что изменения происходят у вас только на периферии; они не могут случаться с вами, это невозможно. Поэтому вы можете быть от всего от­деленными, и такая отстраненность не навязана.

Эту сутру можно использовать невероятно глубоко и очень легко во всем, что вы делаете. Вы чувствуете голод? Вспомните о двух областях. Голод можно чув­ствовать только на периферии, потому что периферии нужна еда, горючее. Вам же не нужна пища, не нужно горючее, а телу все это требуется. Не забывайте, что когда случается голод, он случается на периферии; вы просто знаете о нем. Если бы вас здесь не было, о голоде не было бы известно. Если бы тела здесь не было, голода бы не случилось. Если бы не было вас, то не было бы и знания, потому что тело знать не может. У тела может быть чувство голода, но оно не способно знать о нем. Вы знаете о нем, но голод у вас быть не может.

Поэтому никогда не говорите: “Я голоден". Всегда произносите про себя: “Я знаю, что мое тело хочет есть”. Делайте акцент на своем знании. Тогда появится различение. Вы стареете - никогда не говорите: “Я старею”. Просто скажите: “Мое тело стареет”. Тогда в миг смерти вы также будете знать: “Я не умираю; умирает мое тело, я меняю тела, просто меняю оболочку”. Если углублять это различение, то однажды неожиданно наступит просветление.

 


 
© Copyright 2009 Общественный нижегородский фонд духовного развития "Стезя". Перепечатка издания или его части без разрешения владельца авторских прав запрещена и преследуется по закону.